Tomb Raider

Несмотря на договоренности между Core Design и Sega, благодаря которым Tomb Raider появился на Сатурне на целый месяц раньше, именно PlayStation принесла игре настоящий успех. За последующие четыре года мир увидел четыре продолжения, а Лара Крофт стала культовым персонажем — одновременно сильной и независимой героиней, бесстрашно преодолевающей все трудности, и образцом ярчайшей сексуальной объективации, с короткими шортами и огромной треугольной грудью. Феномен Лары вышел далеко за пределы видеоигр и прочно закрепился в массовой культуре.

  • Tomb Raider

Платформа: PlayStation
Год выпуска: 1996
Комплект: бокс, диск, мануал

Студия Core Design к 1995 году успела выпустить несколько очень достойных вещей на 16-битные платформы, но собранная под новый проект команда состояла отнюдь не из ветеранов индустрии. Тем удивительнее, как эти шестеро человек, двое из которых вообще занимались разработкой впервые, под руководством 22-летнего аниматора Тоби Гарда смогли выдать такой качественный action-adventure. Конечно, сегодня первую TR очень легко разнести в пух и прах: вместо уровней тут пустые и не всегда логично построенные лабиринты, очень странные враги на поздних этапах, примитивный сюжет. Но в 90-е на многое можно было закрыть глаза. Во-первых, подобные 3D игры были в новинку, а во-вторых, команде удалось решить две самые большие проблемы жанра — разобраться с камерой и управлением.

В Tomb Raider надо очень много прыгать, и Лара делает это невероятно изящно, при этом почти никогда не срываясь в пропасть. Дело в том, что уровни собраны словно из «кубиков», расстояние между уступами всегда понятное, а героиня отталкивается от самого края вне зависимости от момента нажатия на кнопку. Стоит освоить этот нехитрый трюк в туториале, и исследовать руины становится куда легче. Впрочем, мы знаем, что вытянуло игру вовсе не управление. Стремясь избежать судебного иска от авторов Индианы Джонса, в Core меняют безымянного мужского протагониста на Лауру Круз, чуть позже превратившуюся в британскую аристоратку мисс Крофт. У нее пока нет предыстории, образ формируется отдельными штрихами: выразительной и богатой речью, откровенным нежеланием убивать людей, склонностью к риску. Помимо выдающихся форм у Лары острый ум — поместивший ее на обложку журнал The Face дал искательнице приключений такую характеристику: «грудастее Памелы Андерсон, мудрее Йоды».

Маркетологи в Eidos сразу поняли, что им в руки попала бомба. Вся промо кампания игры была построена на эксплуатации образа Лары, на обложку была добавлена фраза «featuring Lara Croft», будто это не только что созданный персонаж, а голливудская знаменитость. Вместо прогнозируемых 100 тысяч копий было продано 7,5 миллионов. Тоби Гард был не рад тому, что Eidos фактически отняли его детище, и ушел из Core, не получив причитающихся ему роялти. Став суперзвездой в 24 года, он отверг все предложения о найме и основал собственную студию. Увы, ему не повезло — его компания выпустила одну-единственную игру за восемь лет, после чего Тоби пришлось вернуться в Eidos в середине нулевых и консультировать Crystal Dynamics в работе над Tomb Raider Legends. Core Designs к этому моменту уже закрылась, а Лара Крофт зажила новой жизнью.